Здравствуйте-здравствуйте!

Рада Вас приветствовать на страничках моего блога. Уверена, что каждый из Вас найдет для себя что-то полезное здесь.

Запись по телефону на индивидуальное психологическое консультирование 8(067) 6647152

P. S. : Если я не беру трубку или сбрасываю звонок значит у меня идет прием. Пожалуйста, перезвоните позже!

С уважением к Вам и Вашей семье, Светлана Волынец

5 мая 2010 г.

КРИЗИСЫ ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ (ЧАСТЬ 2)


Использованы материалы из книги Хухлаевой О.В. Кризисы взрослой жизни.

Что такое кризис взрослых? Большинство взрослых людей даже не предполагают, что существуют возрастные кризисы зрелости: кризис тридцати лет, кризис середины жизни (40-45 лет), кризис позднего возраста (55—60 лет). Если рассматривать жизнь человека как путь, то на пути обязательно есть остановки, на которых важно подумать о том, что уже пройдено, осмыслить опыт и осознать его ценность. Проверить, не стоит ли чуть изменить направление, скорость, потому что появились другие желания, стремления, возможности. А главное, поискать и найти в себе новые ресурсы и возможности, которые обязательно накапливаются в человеке в течение жизни. Кризисы — это те самые остановки, во время которых человек осмысливает отрезок пройденного пути, утверждается в его значимости, иногда переоценивает ценности, ищет и находит новое в самом себе, удивляется этому и идет по жизни дальше, счастливый и здоровый. Но все это происходит лишь тогда, когда человек «позволяет себе» кризис.
Большое внимание роли кризисов уделяет Д. Левинсон. Он отмечает, что жизнь состоит из чередования периодов стабильного состояния и периодов изменения. В период стабильного состояния (обычно это 6-8 лет) различные компоненты жизни человека (работа, семья, дружеские отношения, идеалы) находятся в равновесии между собой. При этом один-два из них являются центральными. Период изменения наступает, когда человек, относительно довольный своей жизнью, вдруг видит ее в новом свете, то есть понимает, что одни моменты он переоценивал, а другие — недооценивал. Он может осознать, что не реализует свои способности, не следует идеалам. Появляется смутное чувство: творится что-то неладное. И лишь когда человек понимает: необходимо изменить что-то не в социальном окружении, а в себе самом — он начинает строить новую жизнь на реальной основе.
Кризисный период затрудняет движение и развитие, но при этом открывает новые возможности, пробуждает внутренние резервы. Что именно принесет кризис, зависит от самого человека. Традиционно кризис ассоциируется с той или иной жизненной неудачей, негативными переживаниями. Чаше всего это действительно так. Но кризисную ситуацию может вызвать и существенное жизненное достижение, качественно изменившее состояние и вызвавшее сильные позитивные чувства. Неумение распознать наступление кризиса в этот период может привести к его обострению и смене переживаний уже на негативные. В качестве примера можно привести такое радостное событие, как рождение ребенка, которое при отсутствии понимания молодыми родителями качественного изменения собственной жизни часто приводит к осложнению супружеских отношений. Вообще экзистенциальный надлом и соответствующая реакция с переживанием бессмысленности — это симптом завершения какой-либо существенной части жизненной программы человека. В качестве иллюстрации этого положения можно привести высказывание Лао-цзы о том, что победителей после войны должны встречать плакальщики, необходимые для оплакивания сверхценных идей завершенного дела.
Какие кризисы переживают взрослые люди? Традиционно принято выделять кризис тридцати лет и кризис середины жизни, который относят к 40—45 годам. Но привязка кризисов к календарному возрасту является достаточно условной.
Возраст первого кризиса зависит от времени начала самостоятельной профессиональной деятельности человека.
Под кризисом перехода к старости будем подразумевать период, соответствующий времени выхода человека на пенсию.
Личностный кризис у взрослых может возникнуть на почве переживания той или иной трудной ситуации.
Семейный кризис связывается с переходом семьи на новую ступень жизненного цикла, который влечет изменения в ее структуре и взаимосвязях с другими социальными группами (например, рождение ребенка, развод родителей, «отделение» подростка от семьи).
Случаются и профессиональные кризисы, обусловленные профессиональным ростом или изменением сферы деятельности.
По мнению многих авторов, объединяющим параметром всех кризисов является наличие в них ситуации выбора.
Что осложняет проживание кризиса? Одним из наиболее вероятных осложнений можно назвать стремление человека вообще уйти от проживания кризиса «в сторону» или «назад». Под уходом «в сторону» имеется в виду маскировка незавершенной внутренней работы разнообразными внешними изменениями. В этом случае человек может менять имидж, место службы, род занятий, страну проживания, семейное положение (разводиться, вступать в новый брак или рожать детей). Вариантами ухода «в сторону» иногда бывают трудоголизм или алкоголизм, которые позволяют человеку не думать о том, что с ним происходит. Уходом «назад» можно считать инфантилизацию человека, которая выражается во внешнем вербальном или невербальном утверждении своего более молодого статуса, или в акцентировании своей слабой позиции через болезни. Вариантом «ухода» от кризиса является проецирование его на окружающих. Человек перекладывает ответственность за свое эмоциональное неблагополучие на близких, коллег, руководителей государства и пр. Проекция кризиса на окружение лишает человека возможности полноценно завершить данный этап, поэтому зачастую ведет к «застреванию» в нем. Такой человек находится в длительном субдепрессивном состоянии, качество его жизни понижено.
В каких случаях можно сказать, что кризис пройден благополучно? Критериями успешного проживания кризиса можно считать:
• принятие человеком ответственности за свое внутреннее неблагополучие;
• отношение к этому как к сигналу для необходимости внутренних и, возможно, последующих внешних изменений без ощущения жалости к себе или сетований на несправедливость происходящего;
• отношение к внутреннему неблагополучию как к физической боли, которая свидетельствует о наличии физиологических «сбоев» в организме — ведь следует не только снимать боль, но и лечить ее причину.
Так кто же такой ЗРЕЛЫЙ ЧЕЛОВЕК? Так психолог Г. Олпорт, выделяет следующие его характеристики: широкие границы Я, способность к теплым социальным отношениям, самопринятие, реалистичное восприятие опыта, способность к самопознанию, чувство юмора, наличие определенной жизненной философии. Б. Ливехуд рассматривает три основных свойства зрелого человека: ум созрел в мудрость, способность к контактам переросла в мягкость и снисходительность, самосознание — в доверие.
В целом соглашаясь с этими и другими авторами, важно отметить, что единого критерия достижения зрелости не существует: в 30-летнем возрасте и в 70 лет она будет проявляться по-разному. Но главное — зрелость достигается путем успешного преодоления психосоциальных кризисов и является следствием формирования у человека соответствующих возрастных новообразований.

2 комментария:

Анонимный комментирует...

Автору респект, спасибо за статью!

Анонимный комментирует...

Вот это да, еще пишут же хорошие статьи, молодец, автору огромный респект.